Внимание! Мостовские детские библиотеки обслуживают читателей в соответствии с Рекомендациями по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в библиотеках, утверждёнными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

12:12
Казак без веры не казак

Казак без веры – не казак

Цель - знакомство с особенностями быта казаков, определить роль православия в жизни казаков.
Мероприятие начинается с песни в исполнении Кубанского казачьего хора «Казак без веры не казак»


Чтил казак и царя, и Отечество
Ну, а веру превыше всего
Православному человечеству
Рубежи охранять,
Дикий край обживать
Целину поднимать суждено.

 
Ведущий: В далеком прошлом в нашем Отечестве зародилось казачество. «Живой изгородью» селились казаки на окраинах Руси, обороняя ее от врагов и осваивая новые территории.
Само слово «казак» в переводе с тюркского обозначает вольный, свободный человек. Кубанское казачество взяло свое начало с Запорожской Сечи. С тех давних пор и все время казаки нерушимо почитали православную веру.
И только тот, кто имел православную веру, имел право быть правноправным казаком.
Прежде всего, казаки были храбрыми воинами - защитниками, хранителями земли Русской, рыцарями православия.
Запорожцы были защитниками Веры, Отечества и своего Народа, ради этого они отрекались от спокойной мирской жизни, семейного счастья и уюта и во время пребывания в Сечи строго соблюдали обет безбрачия.
Жизнь внутри Сечи строилась по заповедям Господним. И всякое малое их нарушение каралось смертной казнью.
В Запорожской Сечи всегда стояла церковь. Для ее строительства выбирали самое открытое и красивое место и на нем прежде всего возводили церковь (чаще во имя Покрова Пресвятой Богородицы), а потом строили остальные жилища.

Все церкви казаки строили и содержали за свой счет. Походные церкви делались из грубого полотна и брезента и напоминали палатки, постоянные церкви всегда были деревянными, небольшими и снаружи очень простыми по убранству. Церкви строились без единого железного гвоздя, - считалось, что «не годиться в храме Спасителя, распятого на кресте и прибитого к нему железными гвоздями, вбивать в дерево железные гвозди».
Ведущий: В 1792 году Черноморское казачье войско, поселившееся на левом берегу Днестра, получило от Екатерины 2 разрешение переселиться на Кубань. Пожалованная черноморцам земля стала называться Черноморией, а город – Екатеринодар. По примеру Запорожского войска в Екатеринодарской крепости построены были курени – казармы вокруг церкви. Не забыли казаки на новых землях своих религиозных традиций и делами подтвердили верность православию и крепость своей веры.
Первым храмом, появившимся в городе, была подаренная казачьему войску князем Потемкиным Свято-Троицкая церковь: палатка, натянутая на каркас, покрытая Камышевой крышей. Иконостас был выполнен на полотне.  Колокола, отдельно стоявшей звонницы, изготовили из трофейных пушек
Большая часть современных казачьих поселений Кубани возникли в конце 18 – 19-м веках при освоении новых земель. Черноморские станицы заселялись украинским населением, а линейцы–русским. Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных речек, которые застраивались широкими улицами с центральной площадью и церковью посередине. Церковь у казаков – самое главное достояние станицы, строили церковь казаки обычно всем обществом и говорили: «Пусть красуется храм Божий в небесной высоте, и пусть святые молитвы несутся прямо от земли до престола Господа Бога». Возвращаясь из походов, все ценное из военной добычи несли в храм как благодарственную жертву Господу за свое спасение, за то, что остались живы.
Селения окружались рвом и земляным валом. С 1809 года курени стали называться куренными селениями, а с 1942 года - станицами.
В станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными или саманными, крыши под камышом или соломой. В линейных станицах жилища чаще всего деревянные. 
-А теперь давайте вспомним историю заселения нашего поселка (презентация).

В центре Псебая стоит памятный знак, где указан год основания нашего поселка 1862. Нужно сказать, что эта дата не совсем точная, давайте разберемся. После окончания Крымской войны, высвободившиеся войска решено было отправить к истокам Лабы, для укрепления границ. Так, одно из первых военных укреплений Псебай, было построено в 1856 году 75-м пехотным Севастопольским полком под командованием Лихутина М. Д. Сохранился дом, в котором он проживал. Одно из первых построек полка - Спасо- Преображенский храм. С уходом войск, церковь была пожертвована жителям станицы. Сейчас храм из красного кирпича, а первоначально он был деревянным (фото первоначальный вид, вид при Советской власти, современный вид).

Для защиты от нападения черкесов были построены укрепления, первое из них «Батарейка» (улица Батарейная). Это укрепление строилось из земли насыпью, укреплялось деревянными балками, огораживалось деревянным плетнем. От нападений такое укрепление предохранял еще и ров. На Батарейке были установлены пушки. При нападении Черкесов на пост днем, оповещали колокольным звоном и сигнальными выстрелами из пушек. Ночью часовой сигнализировал зажженным факелом и также выстрелом из пушек. Укрепления находились близко друг к другу, поэтому при нападении, например на Шедок или Бесленеевскую (близлежащие станицы), слышны были пушечные выстрелы и в Псебае.

Чтобы еще более укрепить рубежи, было решено основать здесь станицу. Солдатам Севастопольского пехотного полка было предложено перевезти сюда свои семьи. Желающих нашлось 84 человека семей офицерских — 1, казаков -10, нижних чинов регулярной армии — 73. Так, в Псебайском военное укреплении, ставшее штаб-квартирой полковника, командира Севастопольского пехотного полка Лихутина, появилось мирное население, и произошло это в 1862 году. Эту дату принято считать годом основания поселения.

Для солдат была построена казарма, в последствии это здание было приспособлено под Дом пионеров, где прошло звонкое детство многих поколений наших земляков. К сожалению, здание не сохранилось. От крепости вниз, в течение нескольких месяцев построили 35 домов, в настоящее время эта улица имеет название Комсомольская – первая улица поселка, до наших времен сохранилось 12 домов. Каждой семье было выделено 10 десятин земли, крупная сумма денег на развитие подсобного хозяйства: для приобретения оружия, лошади, коровы, предметов быта.

В начале жителям поселка было очень трудно, Черкесы часто совершали набеги на селение: уводили скот, воровали женщин и детей, обращая их в рабство. Чтобы оградить население вручную прорывали рвы, пускали по ним воду, дополнительно огородив частоколом. Так, например, устье речки Псебайка было прорыто именно с этой целью, а сегодня об этом мало кто знает. Чтобы набрать воды или постирать, женщины собирались в условленном месте в назначенное время, и под охраной солдат шли на речку. Оружие было у всех, даже у детей, для самообороны. Со временем в поселок стали прибывать иногородние, казачье правление, которое распоряжалось всем имуществом, выделяло этим людям участок земли, но он был очень маленьким всего 3-4 сотки.

Дома у иногородних тоже были маленькими, в основном с земляным полом. Селили их за границей, которая проходила сразу же за церковью (в сторону речки). Казаки не любили иногородних, и по этому между ними часто происходили драки. Поводом могла послужить даже корова, которая пересекла границу и попала на территорию казаков, которые могли и убить животное за этот проступок.

Позднее, в 1890 году была построена еще одна Церковь св. Михаила. Сюда казаки ходили при полном параде – в черкесках и шапках с красным верхом. В Михайлов день обязательно устраивали празднества, как и на Пасху. Неподалеку от церкви стояла старая 2-метровая пушка, из нее стреляли на праздники. Церковь была деревянная. Михайло-Архангельская казачья церковь, построенная в 1900 году, вмещала 200 человек. В 90-х годах здание обветшало. Несколько лет оно пустовало, пока не было принято решение разобрать его. Сейчас на этом месте часовня-памятник.

Давайте заглянем в жилище казака.
1.В каждой хате казака имелись русская печь и «красный угол». Красный угол –это место, где висели иконы: Иисуса Христа, Богоматери, Св. Николая чудотворца, а также икона, покровительствующая местному храму.
2.В доме казака красный («красивый») угол всегда устраивался в самом видном и почётном месте, по диагонали от входной двери, в дальнем углу комнаты, -так, чтобы иконы были первым, что видел входящий.
3.Войдя в комнату, гость прежде всего крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяевами. 
1. «Красный» угол всегда был самым важным и почитаемым местом в доме. Его соблюдали в особенной чистоте, иконы украшали красивыми окладами, цветами, возжигали перед образами лампады.
3. Если в доме было праздничное застолье, то ближе к красному углу усаживали самого почётного гостя.
2.Также на стенах висели фотографии – традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы в армию, свадьбы, праздники.
Семейный и общественный быт
Семьи казака были большими, так как дети – признак благополучия, признак «Благословления Господня над семьей». 
А главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал присягу и посещал строевые занятия в станице. А когда юноше исполнялся 21 год, он поступал на 4-х летнюю срочную службу.
Проводы в армию.
Проводы казаков на службу являлись целым событием, им придавалось большое значение. Перед уходом сына на службу, отец брал в руки икону и благословлял сына на верную службу Отечеству. Получив благословление отца, казак кланялся в ноги своим родным, говоря: «Даст Бог, вернусь!». Все уходившие на службу казаки собирались в церковь на молебен. Они обязательно брали собой горсть родной земли около своей церкви или в своем дворе. Землю зашивали в мешочек и привешивали к кресту на груди. Если казаку суждено было пасть в бою, родная земля первая ложилась ему на грудь.
Везде, куда бы ни забрасывала военная служба казаков, они с честью и мужеством выполняли свой долг. За свои успехи и удачи в воинских делах казаки благодарили Господа Бога.
Казачьи православные праздники.
С особой любовью казаки отмечали церковные православные праздники.
Особо любимыми были рождественские праздники. Праздничные дни продолжались две недели: начинались праздником Рождества Христова и завершались Крещением Господним.
Масленица. Старинный славянский праздник проводов зимы, когда всю неделю по старинным обычаям пекли блины и устраивали увеселения.
По окончании работы учащиеся по группам с помощью кластера рассказывают о православных традициях и обычаях донских казаков.
Одним из самых главных и светлых праздников казаки считают Пасху.
Пасха – это праздник Светлого Христова Воскресения. В пасхальную ночь задолго до полуночи, верующие в светлых одеждах собираются в храме и ожидают наступления пасхального торжества. После пасхальной литургии совершается освящение куличей и пасок. Возвратившись из церкви, вся семья садилась разговляться. На Пасху принято было дарить друг другу крашеные яйца.
Праздник Покрова Пресвятой Богродицы казаки обязательно отмечали с особой торжественностью. После этого праздника начинались свадьбы.
Казачий свадебный обряд.
Свадьбу казаки играли в любое время года, кроме постов. Однако чаще всего их играли осенью после окончания полевых работ и до рождественского поста. Днем свадьбы, как правило, выбирали воскресенье. Перед тем, как ехать за невестой, жениха благословляли родители иконой. Он целовал ее три раза и кланялся в ноги родителям. Этот же обряд происходил и в доме невесты. Когда невеста была готова, ее сажали под святыми образами в ожидании будущего мужа. Жених проходил разные испытания, платил за невесту выкуп и молодые отправлялись в церковь, где над ними совершался венчальный обряд. После чего всех приглашали к столу.
Рождение и крестины казачьего сына.
Когда в казачьей семье рождался сын, это считалось большим счастьем. Родственники, знакомые приходили в дом новорожденного, приносили «на зубок» стрелу, патрон с порохом, пулю, лук. Дед дарил шашку и ружье.
Таинству Крещения казаки придавали огромное значение. Ребенка как можно скорее старались крестить, чтобы оградить его тем самым от всякой беды и болезни. Крестили ребенка в храме, при совершении этого обряда должны были присутствовать крестный отец и мать. Крещение отмечалось торжественным крестинным обедом, куда приглашались ближайшие родственники.
Когда у младенца прорезался первый зуб, отец возил его в церковь служить молебен Иоанну Воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак.

Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала.
      Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семейных традициях: петь дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знать свою историю, праздники и обряды, гордиться своими казачьими корнями.
Ссылка на беседу
Список литературы.
Бардадым В.  Радетели земли кубанской //В. Бардадым.- Краснодар, 1998.- С. 174-151.
Дела давно минувших дней //Предгорье.- 1990.- № 106.- С. 2.
Кубанское казачье войско.- Краснодар, 1996.- С.45
Чернов С.   Слово о Псебае: научная работа, 2000г.
Псебай – Родина моя: накопительная папка.
Пальман В.   Буковая поляна: роман // В. Пальман.- Краснодар, 1969.-    235с.
Пальман В.  По следам дикого зубра: роман // В. Пальман.- Краснодар, 1969.-215с.
Воспоминания старожилов поселка. 

Категория: НАШИ РАЗРАБОТКИ | Просмотров: 114 | Добавил: dpsebajskaya | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0